Модель психолого-педагогической службы МБДОУ «Д/с КВ № 24»
Целью психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) является поддержка и помощь ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены требования к организации психолого-педагогических условий. В соответствии с этим в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения осуществляется выбор конкретных форм, содержания, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей и других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и коррекции индивидуальной программы сопровождения (далее — ИПС) ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) как компонента адаптированной образовательной программы. Конкретное содержание каждго из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения.
Субъекты психолого-педагогического сопровождения
Субъектами психолого-педагогического сопровождения являются все воспитанники образовательной организации:
— дети с ограниченными возможностями здоровья, которые по результатам обследования специалистами психолого-медико-педагогической комиссии, нуждаются в организации специальных образовательных условий и разработке индивидуальной адаптированной образовательной программы/индивидуального плана сопровождения.
— дети, включенные в инклюзивное образовательное пространство, в котором необходимо обеспечить оценку межличностных отношений в детском коллективе и разработать ряд психолого-педагогических мероприятий, позволяющих минимизировать негативные отношения и использовать позитивные отношения для создания толерантной образовательной среды, эффективного включения создаваемых позитивных отношений в структуру комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Субъектами инклюзивного образовательного пространства также являются родители как ребенка с ОВЗ, так и других детей группы.
Для каждой категории родителей разрабатываются отдельные технологии оценки и сопровождения специалистами, в первую очередь, психологом.
Также коллективным субъектом инклюзивной практики, нуждающимся в психолого-педагогическом сопровождении узкими специалистами, является педагогический коллектив образовательного учреждения.
Оптимальные условия для развития, обучения и социальной адаптации обучающихся, поддержания психического, социального и физического здоровья участников образовательных отношений обеспечивают специалисты (педагог-психолог, учителя-логопеды, учитель-дефектолог и др. специалисты), которые входят в состав службы психолого-педагогического сопровождения (далее – Служба).
Организационной формой совместной деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, направленной на решение задач комплексной оценки особенностей развития, возможностей, особых образовательных потребностей обучающихся и определения стратегии оказания психолого-педагогической помощи в едином образовательном пространстве с учетом имеющихся ресурсов как в самой организации, так и за ее пределами является психолого-педагогический консилиум (далее ППк).
Основные этапы психолого-педагогического сопровождения
Процесс психолого-педагогического сопровождения состоит из следующих этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л.Н. Харавиной).
Первый этап (диагностический) – предполагает первичный анализ всех компонентов, составляющих основу психолого-педагогического сопровождения:
— оценку имеющихся ресурсов образовательного учреждения для запуска инклюзивных процессов, включая прогноз количества детей с ОВЗ;
— оценку состава детей во всех группах, в первую очередь, поступивших в ДОО на начало учебного года по наличию среди них детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий и индивидуализации образовательного маршрута,- разработки адаптированной образовательной программы;
— углубленную оценку выявленных детей с особыми образовательными потребностями – то есть тех детей, которые нуждаются в разработке адаптированной образовательной программы и специальных образовательных условиях;
— коллегиальное обсуждение детей на ППк, прошедших углубленное обследование всеми специалистами ППк.
Второй этап (поисково–вариативный) — осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках ИПС. После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ, с учетом «стратегических» рекомендаций ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения вначале обсуждаются, а затем разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами ППк. Каждый специалист в пределах собственной профессиональной компетенции и с учетом проведенного им обследования ребенка предлагает варианты собственного маршрута сопровождения. Предлагаемые варианты сопровождение должны:
— обеспечить ребенку компенсацию и «доразвитие» имеющихся особенностей в рамках профессиональной деятельности того или иного специалиста сопровождения;
— «сопрягаться» с деятельностью других специалистов консилиум;
— быть в определенной степени включенными непосредственно в образовательную деятельность педагога в ситуации обучения ребенка наравне с другими детьми группы. Последнее может быть достигнуто посредством как рекомендаций специалиста педагогу (или нескольким педагогам) по организации обучения, режимных моментов, вне образовательной деятельности и т.п., так и непосредственном включении специализированных компонентов в адаптацию учебного материала, включенность собственной деятельности в «ткань» образовательной деятельности в качестве ассистента педагога, проведение совместных занятий.
Третий этап (практико-действенный) — реализация АОП/ИПС ребенка. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику индивидуального прогресса воспитанника, поддерживать необходимые (прописанные в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) и детализированные в коллегиальном заключении ППк) ребенку специальные образовательные условия, определяющие эффективную реализацию адаптированной образовательной программы. Подобная оценка стабильности необходимых условий важна не только для оценки выполнения самой образовательной программы, но и для оценки условий, создаваемых в рамках психолого-педагогического сопровождения каждым из его специалистов.
Четвертый этап (аналитический) — анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом во всех его аспектах (овладения ребенком адаптированного программного материала, достижение образовательных результатов, традиционных показателей социализированности ребенка). Оценка эффективности рассматривается как технология психолого-педагогического сопровождения. Каждый специалист ППк предоставляет на заседание ППк, которое назначается по завершению очередного этапа реализации АОП/ИПС, данные по результативности собственной профессиональной деятельности, «заложенные» в контекст сопровождения ребенка в качестве планируемых результатов. На этом заседании ППк, которое имеет характер планового, всеми специалистами должны быть проанализированы результаты сопровождения, факторы оказавшие как негативный, так и позитивный эффект на мероприятия по сопровождению. На основании полученных результатов и дальнейшем прогнозе динамики образования и социализации воспитанника проводится коррекция всех компонентов программы сопровождения, корректируется дальнейшая деятельность всех специалистов сопровождения.
На заседание ППк приглашаются родители (законные представители) ребенка. Цель взаимодействия педагогов и родителей не только в информировании о развитии ребенка, но и включения родителей в активную совместную деятельность, выработку общей стратегии сопровождения.
Технологии психолого-педагогического сопровождения детей
К основным технологиям психолого-педагогического сопровождения относятся:
- построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции;
- технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи;
- технология оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения;
- технологии развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями и другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;
- технологии поддержки участников образовательных отношений (педагогов, родителей), психологической работы с родительскими и педагогическими ожиданиями.
Каждая из представленных технологий характеризуется конкретным содержанием, этапностью, профессиональной направленностью, используемыми методическими и инструментальными средствами, индикаторами и критериями оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе. Важным аспектом каждой технологии является ее междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения, а также определенная включенность непосредственно в педагогическую деятельность.
Технологии психолого-педагогического сопровождения опираются на скоординированное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее благоприятные условия для их личностного и профессионального развития.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования рассматривается как деятельность специалистов образовательной организации, направленная на развитие и оптимальное включение ребенка с особыми образовательными потребностями в воспитательно-образовательную деятельность и взаимодействие с другими воспитанниками. В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских технологий.
Модель профессионального взаимодействия специалистов службы сопровождения
Педагог-психолог:
• организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
• проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет укрепление здоровья детей;
• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
• осуществляет контроль состояния здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Взаимодействие с родителями.
Родители должны быть активными участниками разработки и реализации адаптированной образовательной программы ребенка, создания условий для полноценного и своевременного его развития. Основная задача педагогического коллектива – оказать педагогическую, методическую и консультативную помощь каждому родителю.